25 декабря 2024 г. состоялось итоговое заседание Ученого совета Института археологии Крыма РАН Повестка дня заседания была следующая: 1. Доклад ст.н.с. отдела античной археологии С.В. Ушакова «Итоги раскопок т. н. базилики Крузе для решения ключевых проблем раннехристианской археологии Таврики». 2. Утверждение темы докторской диссертации С.В. Ушакова «Херсонес во второй половине IV – начале VII в.». Докладчик С.Б. Ланцов. 3. Итоги работы отдела античной археологии по выполнению плановой темы «Варварские сообщества Крыма в раннем железном веке: эволюция и трансформация». Докладчик С.Б. Ланцов. 4. Итоги работы отдела археологии раннего железного века по выполнению плановой темы «Варварские сообщества Крыма в раннем железном веке: эволюция и трансформация». Докладчик В.П. Власов. 5. Итоги работы отдела средневековой археологии по выполнению плановой темы «Город и его округа в средневековом Крыму». Докладчик Э.А. Хайрединова. 6. Новое в работе Института археологии Крыма РАН в 2025 г. Докладчик В.В. Майко. |
Перед началом заседания Ученого совета за большой вклад в бесперебойную работу Института состоялось торжественное награждение сотрудников бухгалтерии, кадровой службы и других подразделений административного аппарата, а именно:
Горшковой Т.Ю., Сушковой С.Е., Здоренко О.А., Пички В.Н., Казакова Д.В., Лещук М.С., Полетаева Д.А., Холоденко И.Н. Помимо этого почетные грамоты профсоюза работников РАН получили Д.В. Конкин, М.С. Лещук и Т.Ю. Горшкова. М.С. Лещук вручила всем присутствующим новогодние подарки.
Все вопросы повестки дня были обсуждены и по всем приняты положительные решения. Результаты работы отделов Института признаны удовлетворительными.
Тем не менее, в своем выступлении В.В. Майко отметил следующее.
18 декабря 2024 г. состоялось итоговое совещание Минобрнауки под руководством В.Н. Фалькова и его заместителя
А.В. Омельчука. Речь шла о том, что, в связи с теперешней ситуацией в стране, на первое место выходят прикладные научные исследования, а фундаментальная наука рассматривается только, как инструмент, делающий прикладные исследования более эффективными. Те гуманитарные фундаментальные науки практическое значение которых не очевидно и сказывается спустя годы, к сожалению, будут финансироваться по остаточному принципу.
С этим связан важнейший вопрос определения т.н. Квалифицированных заказчиков. Для гуманитарных Институтов это сложнейший вопрос. Кто же может быть квалифицированным заказчиком для нашего института:
- заказчики наших хоздоговорных работ (и физические и юридические лица) по отводу земельных участков на предмет наличия там или отсутствия объектов культурного наследия;
- Государственный заказчик в лице Департамента по охране культурного наследия Министерства культуры Республики Крым. Департамент, получая бюджетное финансирование на памятникоохранные мероприятия, часть из них, заключая с Институтом договора, может направлять на памятникоохранные археологические мероприятия. Но как заставить Департамент поступать подобным образом, совершенно неясно. Никакого регулирующего механизма нет.
Важным вопросом, поднятым на совещании в Министерстве, стала проблема обновления приборной базы Институтов, без развития которой дальнейшее существование учреждений невозможно. Раньше участвовать в конкурсах по закупкам дорогостоящего оборудования за счет бюджетных средств могли только институты первой категории. В связи с обещанной в 2025 г. отменой категорирования институтов, участвовать в этом конкурсе смогут все.
1) Исходя из этого, было принято решение всем начальникам экспедиций составить список необходимого оборудования необходимого для современного качественного проведения полевых исследований и камеральной обработки археологического материала, а так же для работы над самими археологическими предметами. Такую информацию необходимо предоставить руководителям отделов конца января 2025 г.
Важнейшим вопросом, обсуждаемым на совещании стал вопрос о создании Молодежных научных лабораторий. Эти лаборатории, получающие дополнительное бюджетное финансирование, должны создаваться по основным направлениям научного развития страны. К сожалению, археологического направления среди них нет. Но, можно попытаться обозначить наиболее актуальные направления и доказать их актуальность для грамотного патриотического воспитания молодежи на подтвержденных примерах исторического прошлого нашей Родины. «Замотивированные», таким образом, граждане страны лучше смогут разрабатывать технологии, которые будут способствовать научному развитию России.
2) Исходя из этого, было принято решение создать при Институте Совет молодых ученых (далее СМУ) в составе 10 человек. Разработать положение о СМУ и на первом же заседании во второй половине января 2025 г. определить председателя СМУ, его основные цели и задачи. В рамках этих задач рассмотреть вопрос о перспективности создания Молодежной научной лаборатории.
В центре внимания совещания 18 декабря в Минобрнауки стал вопрос о повышении Фонда оплаты труда (далее ФОТ) научных сотрудников. По прогнозам Министерства ФОТ в 2025 г. должен быть повышен примерно на 20%. Причем это не механическое повышение заплаты за счет уменьшения стимулирующих, а дополнительное повышение за счет увеличения субсидии Институту.
Однако это повышение оплаты научным сотрудникам автоматически требует повышения тех минимальных критериев, которые указаны в их эффективных контрактах.
3) Исходя из этого, с января 2025 г. минимальные критерии во всех эффективных контрактах научных сотрудников будут пересмотрены в сторону их двукратного увеличения. Механизм увеличения критериев и сами критерии будут вывешены на сайте Института. С февраля 2025 г. со всеми научными сотрудниками будут подписаны Дополнительные соглашения к эффективным контрактам с новыми критериями, необходимыми для их выполнения и получения заработной платы.
В докладе В.В. Майко было отмечено, что, несмотря на положительные итоги работы учреждения в 2024 г. у некоторых сотрудников есть проблемы с выполнением эффективных контрактов.
4) Исходя из этого, начиная с марта 2025 г. будут проводиться внеочередных аттестации подобных сотрудников. На основании этих аттестаций будут приниматься решения о соответствии или несоответствии занимаемой должности и целесообразности дальнейшей работы в Институте.
В.В. Майко сообщил и о том, что для некоторых сотрудников вариантом избежать аттестацию может стать переход на ½ ставки и соответственно двухкратном понижении требований эффективного контракта.
В.В. Майко напомнил, что зарплаты научные сотрудники получают за совершенно конкретную работу. Министерство совершенно не интересует вопрос, как исследователи получают источниковую базу для работы. За получение базы (подразумеваем в нашем случае полевые археологические исследования), деньги не платятся. Зарплата идет за осмысление и публикацию результатов обработки этой источниковой базы. Причем оплата осуществляется не за любые работы, а только за те, которые возможно внести в таблицу, являющуюся неотъемлемой частью отчета о выполнении Госзадания. Что это за рейтинговые статьи все научные сотрудники обязаны знать, кто не знает и не представляет этого, не сможет в дальнейшем работать в Институте.
Во второй части выступления В.В. Майко обратился к вопросу о планируемых изменениях в законодательстве страны, связанном с проведением охранных археологических исследований. Он сообщил, что 12 декабря 2024 г. в институте археологии РАН под председательством Н.А. Макарова при участии А.В. Полякова (ИИМК), Н.Н. Крадина и А.И. Кривошапкина (Дальневосточный и Новосибирский институты археологии, истории и этнографии) состоялось специальное совещания, посвященное этой проблеме.
К сожалению, небывалая доселе коммерциализация археологии привела к тому, что чиновниками Министерства и Правительства в целом археология стала восприниматься, не как наука, а как УСЛУГА, связанная с отводом земельных участков для хозяйственного освоения территорий. Т.е. гуманитарная фундаментальная наука превратилась в услугу со всеми вытекающими необходимыми процедурами лицензирования и подчинения Министерству экономического развития РФ. Причем эта услуга рассматривается, как необоснованно дорогая и допускающая необъяснимую разницу в цене за одни и те же работы. Не исключено, что все планируемые изменения в законодательства приведут к еще меньшему количеству хозрасчетных договоров в Институте на 2025 г.
5) Исходя из этого, принято решение максимально ответственно подойти к выполнению договоров, которые могут быть в 2025 г. Если в приказе об открытии экспедиции для выполнения того или иного договора значится определенный сотрудник, он обязан принять участие в выполнении этого договора. Если договор сотрудником не выполняется, это основание для его последующего увольнения. Категорически запрещается получать открытие листы от других частных археологических организаций. Подобная практика будет рассматриваться, как конфликт интересов и сотрудник, допустивший такой конфликт, будет уволен.
В завершении выступления В.В. Майко обратился к вопросу о наличии задолженностей по отчетам по Открытым листам (далее ОЛ) у сотрудников Института. Он напомнил, что ситуация в этом вопросе у Института одна из худших в стране, что недопустимо. Не исключено, что в ближайшее время не сдача отчетов по ОЛ, полученным до 2021 г. будет рассматриваться в качестве Административного правонарушения.
Исходя из этого, принято решение:
Всем сотрудникам, имеющим задолженности по ОЛ в обязательном порядке к середине января 2025 г. предоставить руководителям отделов следующую информацию, заполнив нижеприведенную таблицу:
В данной таблице необходимо вписать номера открытых листов, в ниже таблицы привести расшифровку приведенных номеров ОЛ на каких объектах или по каким договорам они использовались.
Ознакомиться с реестром должников по Крыму ИАК РАН можно по ссылке ниже: